Я начала учиться практической психологии и работать консультантом Телефона доверия в 1991м году в Петербурге, и очень благодарна судьбе за такой щедрый "старт" для моего профессионального становления. С тех пор я приобрела опыт, получила психологическое образование, убедилась и продолжаю убеждаться в том, что сложности в жизни человека появляются, когда он видит самого себя как набор функций, сочетание долгов и потребностей, а в основе любых позитивных изменений лежат открытость, доверие себе и творческий поиск ресурсов. Для примера мне хочется рассказать об одном первокласснике, которого хотели оставить на второй год, потому что ему не удавалось одолеть арифметику: любой простенький пример вызывал у него большую растерянность, и ответы каждый раз оказывались неверными. Учителя, конечно, тоже терялись и были недовольны: за первый год в школе дети все-таки осваивают простые действия с числами до ‘10’. Но однажды учитель неожиданно для самого себя задал мальчику пример на порядок сложнее прежнего - ‘17+14’ вместо ‘5+3’, - и сразу услышал правильный ответ. - Как ты это сделал?! - поразился педагог. - Бошку включил! - легко ответил ребенок. Это был ключ к переменам. Взрослый сказал: - Давай, сейчас ты включишь бошку, я дам тебе еще один пример, и тогда ответишь. Хорошо? - Ладно… - Мальчик сам еще не понимал, что произошло, но ему нравился успех, да и разговор, который шел уже его словами, был приятен. - Включил? - спросил учитель. - Включил, - улыбнулся ребенок. - ‘5+2?’ - ‘7’, - спокойно и уверенно ответил мальчик. Здесь мне хочется сказать, что, во-первых, он успешно перешел во второй класс, а во-вторых… Ребенок нашел подход к себе и освоил математику благодаря тому, что педагог тогда доверился собственной интуиции: формально говоря, он не должен был усложнять задания для ребенка, пока тот не справится с простыми. Но с тем ребенком действенным оказался более творческий подход, а необходимость соответствовать требованиям ограничивала его способности. Моя любимая часть работы - способствовать пробуждению той способности быть самому себе опорой и верным другом, которая изначально есть у каждого человека, независимо от его возраста, социального статуса и состояния. Глубокое знакомство с Экзистенциальным анализом (школы А.Лэнгле) позволяет мне хорошо понимать, как и какие именно ценности, чувства и убеждения приводят нас к нашим решениям, курс Эриксоновского гипноза дает мне внутреннее право делиться практическими способами менять свои пути, чтобы замечать лежащие на них ‘грабли’ и вовремя обходить их, или с пользой для себя применять, а использование элементов Рефлексивно-деятельностного подхода (В.К.Зарецкого) помогает выстроить и реализовать любую свою деятельность как личный проект: после вышеупомянутой работы с мальчиком математика стала успешным проектом для него самого и его учителей. Высшее психологическое образование я получила в Московском институте психоанализа. |